О падении аудитории Lenta.ru после редизайна

Поводом написания этой заметки послужил пост Даниила – “К чему приводит новый дизайн”.

О минусах нового дизайна Лента.ру сегодня кто только не писал. И Экслер упоминал, и некий Людвиг подробно анализировал, и даже бывший главред нелестно отзывался. Да и Твиттер “кипел” в первый день.

Лента.ру: новый дизайн

Я не буду писать о минусах нового (хотя, уже не такого уж и нового) дизайна. Мне он, как и многим, не понравился – как минимум, потому что кардинально (слишком кардинально!) поменялся, и, на мой взгляд, не в лучшую сторону. Да, он стал более современным, что ли, даже может быть слишком современным (так, что я сходу нашел несколько уж больно похожих на него дизайнов других сайтов), но теперь я не могу охватить на своем экране столько заголовков, сколько удавалось это сделать раньше. Это для меня главный недостаток.

Но речь не о том, хороший ли новый дизайн Ленты или плохой. На самом деле, я хотел рассказать о другом. Не о дизайне, как о таковом, а о самом факте смены дизайна.

Вот представьте: вы на протяжении нескольких лет едите на завтрак яичницу с беконом, тосты с Нутеллой и запиваете все это кофе с молоком. А тут вдруг, не спросив, вам приносят кашу, пусть даже вкусную. Возникает некий дискомфорт. Вы привыкли к тому, что вы едите каждый день яичницу с беконом и даже переживете, если в нее бекон не положат. Но кашу?!

Что-то подобное происходит и в случае редизайна. И не просто редизайна, а кардинальной смены концепции (тут вам не просто иконки добавили и фон поменяли!). И не просто через год-два после запуска, а после 8 лет работы сайта в одном и том же представлении.

Нельзя так поступать со своими читателями.

Наверняка, у вас есть свои ритуалы. Насколько я знаю, многие утром читают новости. Кто-то – чтобы проснуться, другие – чтобы было что обсудить в курилке, третьи – да просто потому что все читают! И вот, когда в очередной раз (например, в тысячный, как в случае с Лентой) ты заходишь на сайт, видишь совершенно не то, что ожидал. В результате, тебе нужно потратить какое-то время, чтобы привыкнуть к этому новому. А человек же ленив по натуре. Захочет ли он это делать? Или подберет себе новый источник новостей?

Поэтому то, что произошло с Лентой (я о падении ядра посетителей), вполне закономерный результат. И даже если бы новый дизайн делала Студия Лебедева, а не никому неизвестная конторка с однообразными работами, итог был бы подобным – все равно бы произошло падение на графике.

Другой вопрос – как сильно повлиял на уменьшение на четверть количества неотлучных читателей новый дизайн и как сильно сам факт его смены. Мне все-таки кажется, что в большей степени второе.

У меня было несколько подобных случаев – я переставал посещать сайт после редизайна. Из последних – это Лента.ру и Дёти.ру. На эти два сайта до редизайна я заходил практически ежедневно, а сейчас – только если вдруг кто ссылку подкинет.

Было и такое, что я опять, уже постепенно, возвращался на сайт (я говорю о регулярном его посещении) после его редизайна по прошествии определенного времени.

А можно ли было избежать столько резкого падения числа аудитории? Я думаю, что можно. Например, готовить читателя постепенно, раз в пару лет немного видоизменяя текущий, а не вываливать через восемь лет абсолютно новый, как снег на голову. Ну и, как отметил Антон Борисыч, можно было оставить старую версию на old.lenta.ru.

У меня всё.